Открываю недельный Новогодне-Рождественский музыкальный марафон. Нужно же чем-то на каникулах себя занимать.
День первый.
Рождественские богослужебные песнопения.
Рождество - один из главных праздников христианского мира. Значимость этого праздника внешне выражается через особую торжественность богослужений, связанных с ней элементов и даже через украшение быта христиан. Дома украшаются еловыми ветвями, игрушками, вертепами, накрываются столы, идут народные гуляния. Конечно, сейчас многие элементы уже не присутствуют в жизни современных людей, больше они были присущи, скажем, "старине", однако, в некоторых традиционных обществах эти элементы и традиции можно наблюдать и по сей день. Говоря о богослужениях Рождественского сезона, нужно сказать о торжественности, присущей им. Выражается она, торжественность, через украшение храма, облачений священнослужителей, через особые песнопения и церемониальные действия. Поговорим же о рождественских песнопениях.
Речь пойдет о песнопениях эпохи средневековья. В частности, о византийских, западноевропейских и русских. Музыке того времени присущи строгость и отстраненность. Сами песнопения были одноголосными, т. е. присутствовала только одна мелодия без подголосков, за исключением песнопений с исоном (бурдоном) - тянущимся на одном звуке нижним голосом, поверх которого ложилась мелодия (песнопения с бурдоном считаются промежуточной стадией между одноголосием и многоголосием). Примерно с IX века в Европе начинает развиваться многоголосие, которое постепенно вытесняет господствующие тогда одноголосные григорианские хоралы. В России царило одноголосное знаменное пение, основанное во многом под влиянием византийского пения. С конца XV века в русскую церковь внедряется многоголосное пение, с одной стороны основанное на народной певческой культуре, а с другой - на знаменных распевах. Византийское пение всегда оставалось одноголосным, либо же с добавлением исона.
Византийская рождественская богослужебная музыка.
В разных областях обширной Византийской империи существовали свои певческие традиции, имевшие, однако, и множество схожих черт. Помимо того, влияние византийской культуры распространилось далеко за пределы империи.
Византийская музыка строга по своему характеру, имеет отстраненность от всего мирского. Однако, здесь можно проследить эмоциональность, в особенности, в более длинных, с элементами импровизации песнопениях. То же можно сказать и о рождественской музыки. Сама Литургия, главное богослужение христиан, остается неизменной. Меняются лишь гимнографические песнопения (тропари, кондаки, прокимны и т. д.), присущие тому или иному празднику, в данном случае, Рождеству. Рождественские песнопения в большей степени не отличаются характером от песнопений любого другого праздника. Повторюсь, меняется лишь гимнография праздника. В остальном же, Литургия остается неизменной. Это касается и любого другого дня. Особую торжественность рождественские песнопения приобретают в синтезе с литургическими действиями.
Вашему вниманию представляю рождественские песнопения в исполнении византийского хора "Схолион Псалтикис":
http://www.psaltika.ru/index.php/psaltika/audio/65-pesnopenia-rozhdestva-2015
Западноевропейская рождественская богослужебная музыка.
Как и любая другая богослужебная музыка Средневековья, европейская музыка была отстраненной и строгой, лишенной эмоциональности. Существовавшая тогда традиция пения - одноголосный григорианский хорал. Название происходит от имени папы римского Григория I Великого, правившего с 590 по 604 гг, который упорядочил литургический обиход и, возможно, сам был автором ряда песнопений.
Как и в случае с православной литургией, католическая месса в общем остается неизменной в независимости от праздника. Меняются лишь проприальные песнопения - молитвенные тексты и распевы на тот или иной праздник.
Предлагаю послушать григорианский рождественский интроит:
https://youtu.be/sp-fWQxbtq0
Также хочу поделиться ярким примером раннего европейского многоголосия, о котором говорилось ранее. Автор: Перотин (XIII в. Париж). Пасхальный органум:
https://youtu.be/gkB8KNr117g
Русская рождественская богослужебная музыка.
Знаменное пение - русская музыкальная церковная традиция. Древнейшие рукописи относятся к Xl веку. Во многом знаменное пение восходит к византийской певческой культуре. Именно из Византии Русь приняла христианство, а следовательно, и богослужебные традиции.
Тропарь Рождества Христова знаменного распева:
https://youtu.be/zNE4wvCVQfg
Стихиры Рождества знаменного распева:
https://youtu.be/L7JFz1Pv200
Ниже прикрепляю стихиру Рождества упомянутого ранее строчного (демественного) распева в исполнении ансамбля "Хронос".
Прошу заметить, что данная публикация не является религиозной. Все песнопения преподносятся мной только как явления культуры. Всем добра!